Вы можете приобрести
самую дорогую в мире систему, но, если вы расположите ее в
небольшой кубической комнате - стоимость уже не будет иметь
значения. Определение правильного места для ваших АС -
единственный наиболее важный фактор в получении хорошего
звука в вашей комнате.
Цель хорошей комнаты для прослушивания: минимизировать
окраску, которая является самой сильной в басовом регионе
между 20 и 200 Hz. В более высоких частотах комната также
имеет влияние, но резонансы являются намного менее
проблематичными, так как намного легче добиться поглощения
высокочастотных резонансов. Любая комната будет резонировать
во многих частотах. Точность и высота резонансного пика
зависят от поглощающих свойств комнаты.
Лучшее решение состоит в том, чтобы обеспечить комнату
разумным балансом дисперсии и поглощения. Комната с голыми
стенами будет иметь сильное эхо, которое ухудшает ясность.
Картины на стенах, книжные полки, драпировка, напольные
покрытия обеспечат звуковое поглощение и рассеят вредные
отражения. Неприкрытые окна, голые полы и стены не
желательны. АС должны располагаться в акустически мертвой
зоне, занимающей примерно 1/3 пространства комнаты.
Чем ближе поглощающая поверхность (ковер) к АС, тем лучше.
Различные типы ковров и сама подкладка (основа) ковра больше
всего влияют на верхнюю середину и в/частоты. Ковры и шторы
уменьшают реверберации в комнате и, как следствие, передачу
звуковой энергии стенам. Ковровые покрытия почти не влияют на
низкие частоты, но средние частоты могут переглушить.
Как расположить АС в комнате надлежащим образом?
Во многих случаях важнее обратить внимание на акустику
комнаты, чем потратить в 2 раза больше денег на новые АС.
Окружающая среда сзади и по бокам АС должна быть симметрична.
Это означает, что, если АС расставлены не симметрично, ранние
отражения от задней стены у первой АС будут отличаться от
отражений второй АС и критические части стереосигнала будут
повреждены. Обязательно, чтобы расстояние от вас до обеих АС
было максимально идентичным. В хороших системах отклонение в
несколько см будет отчетливо слышно.
Направленный звук от АС, прежде всего, ответствен за imaging
(образность звуковой картинки), в то время как отраженный
звук больше всего влияет на изменение тонального баланса АС -
в смысле плотности звука или его истощения и т.д.
Зона
прослушивания
Слушатель должен
сидеть точно посередине между АС, расстояние до слушателя
чуть больше, чем расстояние между АС.
Если вы сидите прямо у стены, вы должны немного заглушить
место на стене непосредственно позади вашей головы.
Помните одну вещь - близость головы к тыловой стене имеет два
положительных эффекта. Во-первых, вблизи у стен самое высокое
звуковое давление, а скорость звуковых волн самая
минимальная. Расположение в зоне максимального давления дает
лучшее восприятие глубокого баса. Во-вторых, отраженные
звуковые волны короче, чем окружность головы, так что мозг не
может измерить задержку времени между ушами. Когда мозг не
может определить отражения - он игнорирует их. Чем дальше вы
сидите, тем больше свободное пространство комнаты
воздействует на звук, особенно это относится к средним и
высоким частотам, но близко - тоже плохо - звук не успеет
оформиться в картинку. Большое значение имеет высота АС.
Лучше всего, когда в/ч динамик расположен чуть выше уха (но
не всегда) - экспериментируйте, выше или ниже сидеть.
Определение расстояния между АС
Поставьте запись с
хорошей фокусировкой центрального образа - например вокал.
Расположите АС примерно на 1.8-2 метра друг от друга, чтобы
они были направлены в точку немного позади вашей головы.
Слушайте, достаточно ли звук сфокусирован. Раздвиньте АС
дальше - сантиметров на 30 - и слушайте снова и т.д. Когда
центр начнет тончать и расплываться и становиться
разбросанным, знайте, что дальше раздвигать АС нельзя.
В 2-полосных АС ваши уши должны находиться на условной линии
между в/ч и вуфером, в 3-полосных - на линии между в/ч и с/ч
динамиком. Имейте в виду, что лучшее местоположение для
создания просторного soundstage, не может быть идеальным
местоположением для баса. Мы должны найти такой компромисс,
при котором эти характеристики максимальны в нашем
представлении. На личный вкус можно иногда пожертвовать одним
ради другого.
Развязка от пола - самый важный момент при установке АС.
Самое главное, что дает жесткая установка колонок, - это
четкая фокусировка, ясность, детальность, слитность, хорошо
тикулированный бас.
Чем дороже ваша система, тем больше требований к установке
АС.
Особенности АС с узким корпусом
Способствует
хорошему воспроизведению с/ч, т.к. чем уже корпус, тем более
звук становится всенаправленным. Если АС с широкой диаграммой
направленности (узкий корпус) расположить в звонкой комнате,
то тембр ее звучания будет сильно искажен. Узкий корпус и
небольшие динамики приводят к нехватке телесности и
образности. Такие АС надо размещать подальше от отражающих
поверхностей.
Особенности АС с широким корпусом
Счастливый побочный
эффект от узкой направленности в/ч - уменьшаются побочные
отражения от близких поверхностей, минимизируя первичные
отражения, которые влияют на з/картинку. Широкие передние
панели и неглубокие корпуса - залог наиболее правильных
характеристик направленности и сбалансированности н/ч
диапазона в условиях реального помещения прослушивания. Если
АС имеют узкую направленность (широкий корпус), а акустика
комнаты глуховата - вы услышите собственно звучание АС.
Как же достичь подобных результатов в обычной комнате 4*6*2.7
метров? (почти стандартная российская комната)
Вы должны разместить ваши АС так, чтобы сначала прямой звук
достиг ваших ушей, используя при этом абсорбенты
(поглотители) в местах первых отражений от боковых стен. А
вот позади вас должно быть больше пространства для создания
большего звукового поля. Сядьте в кресло. Попросите кого-либо
подвигать зеркало вдоль боковой стены. Когда вы увидите
отражение АС в зеркале - это первая точка , откуда последуют
ранние отражения. Звук отражается, как и свет - угол
падения... В этом месте и надо разместить поглотитель. Сядьте
на расстоянии 20-30 см от задней стены. Не помещайте никаких
поглощающих материалов позади головы. Там могут быть только
рассеивающие звук материалы.
Помещайте в углы комнаты поглощающие материалы. Другие меры -
мягкие кресла, цветы, статуи и т.д. Они также будут
рассеивать или поглощать вторичные отражения. Очевидно, что
эти предметы не будут так же эффективны, как специзделия, но
это - шаг в правильном направлении.
Помните, что любая рекомендация - только старт, начало для
эксперимента, поэкспериментировав как следует, вы добьетесь
желаемых результатов.